[Груз. რუის-ურბნისის საეკლესიო კრება], Поместный Собор Грузинской Православной Церкви (ГПЦ), созванный по инициативе царя единой Грузии св. Давида IV Строителя (1089-1125) и проходивший в окрестностях 2 епархиальных центров - Руиси и Урбниси. Дата созыва Собора в источниках не указана: учитывая последовательность военно-политических событий, совр. историки датируют Собор или годом Эрцухского сражения (1104), или следующим годом после присоединения к единой Грузии груз. исторических провинций Кахети и Эрети (1105) (Габидзашвили. 1978. С. 19; Метревели. 2013. С. 55). Собор имел большое значение в формировании устоев церковной жизни и в укреплении царской власти в Грузии. Уложение Собора является важным источником церковного и светского права средневек. Грузии.
Св. Давид IV в ходе борьбы за освобождение и объединение груз. земель провел на рубеже XI и XII вв. ряд реформ, способствовавших централизации гос-ва, к-рые затронули в т. ч. и ГПЦ, являвшуюся в то время оплотом находившихся в оппозиции к царской власти крупных феодалов. По сообщению анонимного историка царя Давида, церкви были превращены в «вертепы разбойников», «недостойные и беззаконные» архиереи «по своей родовитости» захватили власть в епархиях и поставили «подобных себе» иереев (Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 327; То же. 2008. С. 185). Заседания Собора проходили по программе, составленной окружением св. Давида IV; председательствовал католикос-патриарх всей Грузии Иоанн VI (1-я четв. XII в.), царскую партию представляли воспитатель и мцигнобартухуцеси (1-й визирь) царя св. Георгий Чкондидели, Евстратий Монах, прп. Арсений Калипосский (Икалтойский) и др. архиереи и ученые мужи, а также братия груз. мон-рей (Шиомгвиме и др.). Собор проходил напряженно: участники тщательно изучили и исправили «все заблуждения», утвердили «благоугодный Богу порядок», лишили сана недостойных и поставили «истинных и богоугодных» пастырей (ПГП. 1970. Т. 3. С. 106, 114; Жизнь царя царей Давида. 1955. С. 327; То же. 2008. С. 185-186). По мнению историков, созвав Собор, св. Давид IV провел реформу и реорганизацию ГПЦ с целью подчинения ее гос-ву, что было необходимо для окончательной централизации гос. власти и возможности свободного вмешательства гос-ва в церковные дела.
Постановления Собора были записаны прп. Арсением Икалтойским в Уложении (груз. მეგლისწერა(?)ბულლეტ რუის-ურბნისის კრებისა(?)ბულლეტ, букв.- Столпописание Руис-Урбнисского Собора), к-рое сохранилось в неск. рукописях (НЦРГ. Н 1670, XIII-XIV вв.; А 171, XVIII в.; изд.: Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 54-72; ПГП. 1970. Т. 3. С. 105-127; Габидзашвили. 1978). По мнению исследователей, основным источником Уложения стал памятник визант. права «Великий Номоканон», переведенный к этому времени прп. Арсением на груз. язык: тем самым демонстрировалась опора на каноны Вселенской Православной Церкви, подчеркивались принадлежность и верность ГПЦ вселенскому Православию, церковным традициям, духу и букве Вселенских Соборов.
В пространном предисловии к Уложению богословского и историко-догматического характера содержатся сведения и размышления о сотворении Вселенной и человека, о происхождении христианства; следуя концепции преподобных Георгия Святогорца и Ефрема Мцире, автор Уложения излагает историю проповеди христианства на груз. землях ап. Андреем Первозванным и равноап. Ниной, развивает идею об апостольском происхождении ГПЦ и «чистоте» ее веры. Затем помещены перечень всех законов, на которых «зиждется Православие», краткий обзор естественного и писаного права. В заключении говорится о цели и об обстоятельствах созыва Собора.
Во 2-й, основной части Уложения представлен перечень соборных постановлений. Правила Собора в рукописях не пронумерованы, исследователи по-разному разбивают текст, в связи с чем число постановлений колеблется от 15 до 19. В 1-м прав. (нумерация дается по изд.: Габидзашвили. 1978; нек-рые совр. ученые считают этот пункт не правилом Собора, а соборным деянием) указано основное достижение Собора - отстранение «недостойных епископов», к-рым сохранили право причащения вместе с мирскими лицами. Во 2-4-м правилах определены каноны поставления во иерея в соответствии с Требником (კურთხევანი) прп. Георгия Святогорца. Уложение предписывало католикосам и архиереям избирать хорепископов из числа священников или диаконов, сведущих в законе (прав. 11); число учителей (მომღვარი) при мон-рях сокращалось до 2 в крупных обителях или до одного - в малых (прав. 12). Строго запрещались симония (прав. 5), употребление церковной утвари и пожертвований для нецерковных нужд (прав. 6), размещение торжищ и «других мирских дел» в мон-рях (прав. 13). Также Уложение регламентировало правила совершения таинств и треб (прав. 7): напр., поминовения живых и усопших (прав. 14), бракосочетания (правила 8-10, 16-17). Заключительные правила направлены против содомитов (прав. 18) и иконоборцев (иконоборческой ереси в Грузии не было; очевидно, в это время она распространилась через армян - подданных груз. короны) (прав. 19). Кроме того, Собор внес существенные корректировки в груз. богослужение: в Грузии в XI - нач. XII в. служили литургию 2 редакций - иерусалимской и к-польской, и решением Собора была оставлена только к-польская, «поборником» к-рой являлся прп. Георгий Святогорец (Кекелидзе. Литургические груз. памятники. 1908. С. XV). Почти все правила Собора согласуются с правилами Вселенских и Поместных Соборов, с Апостольскими правилами и Правилами святых отцов (Габидзашвили. 1978. С. 78) - кроме 15-го прав., определяющего более строгий чин принятия в Православие армян-монофизитов. Так, в 95-м прав. VI Вселенского Собора (681) последователям архиеп. К-польского Нестория, архим. Евтихия, патриарха Александрийского Диоскора II и патриарха Антиохийского Севира для перехода в Православие достаточно было письменно «предать анафеме» свою ересь, в то время как на Р.-У. ц. С. было постановлено крестить монофизитов заново (Гзелиев. 1898. С. 30).
Третья часть Уложения представляет собой написанный прп. Арсением Икалтойским панегирик св. Давиду IV «Царю Давиду - монах Арсений». Во всех рукописях текст выполнен киноварью, функционально панегирик имеет то же значение, что и эпистолий Вселенских Соборов к визант. императорам, однако отличается структурой и содержанием, по сути являясь памятником груз. оригинальной лит-ры.
Четвертая часть является синодиком здравствовавших и усопших представителей груз. царствующего дома Багратиони (упом. отец св. Давида IV царь единой Грузии Георгий II (1072-1089), дочь груз. царя Баграта IV визант. имп. Мария (Марфа), св. Давид IV, супруга груз. царя Георгия I и мать Баграта IV царица-мон. Мария (Арцруни; † после 1072)) и ГПЦ (упомянуты участники Собора, а также преподобные Ефрем Мцире, Евфимий и Георгий Святогорцы, мон. Евфимий Грдзели и др.) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 106-127; Габидзашвили. 1978; Джавахишвили. 1982. С. 53-58; Сургуладзе. 1984. С. 150-160).